Кассовый разрыв – это нехватка денег на расчётных счетах/в кассах в определенный период времени для оплаты расходов бизнеса (оплата поставщикам за сырьё, материалы, товары, оплата налогов, заработной платы и др.).
Частая проблема в бизнесе – это кассовые разрывы.
Что это такое?
Причины появления кассовых разрывов
Накопленные убытки в бизнесе
Это ситуация, когда доходы бизнеса не покрывают его расходов. Чтобы выявить эту проблему, необходимо вести управленческий учёт
Деньги в товаре, основных средствах
Куплено много товара, который залежался на складах. Потрачены все деньги на покупку основных средств, не учтены будущие операционные оплаты бизнеса (товары, налоги, заработная плата и др.)
Вывод дивидендов больше, чем положено
Хаотичный вывод дивидендов, нет расчёта и понимания конкретной суммы дивидендов
Отсутствие планирования оплат
Оплата всех счетов подряд, без планирования и расчёта
Накопленные убытки в бизнесе
Это ситуация, когда доходы бизнеса не покрывают его расходов. Чтобы выявить эту проблему, необходимо вести управленческий учёт
Деньги в товаре, основных средствах
Куплено много товара, который залежался на складах. Потрачены все деньги на покупку основных средств, не учтены будущие операционные оплаты бизнеса (товары, налоги, заработная плата и др.)
Вывод дивидендов больше, чем положено
Хаотичный вывод дивидендов, нет расчёта и понимания конкретной суммы дивидендов
Отсутствие планирования оплат
Оплата всех счетов подряд, без планирования и расчёта
Способы устранения кассовых разрывов
Вести управленческий учёт
считать выручку, расходы, прибыль, себестоимость, дивиденды, анализировать проекты, ABC-анализ, XYZ-анализ и др.
Провести переговоры с покупателями
договориться о более ранних оплатах, истребовать просроченную дебиторскую задолженность, заключать новые договоры с покупателями на условиях предоплаты
Договориться с поставщиками
об отсрочке платежей
Начать планировать оплаты
пользоваться платёжным календарем
Не выводить дивиденды «сколько хочется»
только после расчёта дивидендов с помощью управленческого учёта
Воспользоваться кредитными продуктами
кредиты, займы, кредитные линии, овердрафты и т.п. (предварительно посчитать финансовую модель)
Продать залежавшиеся товары
на складе, неликвиды
Вести управленческий учёт
считать выручку, расходы, прибыль, себестоимость, дивиденды, анализировать проекты, ABC-анализ, XYZ-анализ и др.
Провести переговоры с покупателями
и договориться о более ранних оплатах, истребовать просроченную дебиторскую задолженность, заключать новые договоры с покупателями на условиях предоплаты
Договориться с поставщиками
об отсрочке платежей
Начать планировать оплаты
пользоваться платёжным календарем
Не выводить дивиденды «сколько хочется»
только после расчёта дивидендов с помощью управленческого учёта
Воспользоваться кредитными продуктами
кредиты, займы, кредитные линии, овердрафты и т.п. (предварительно посчитать финансовую модель)
Продать залежавшиеся товары
на складе, неликвиды
Платёжный календарь – это
Гибкий инструмент, т.е. можно менять суммы, даты платежей (сдвигать их, переносить, отражать частичную оплату) и т.д. Это пульт управления Вашими деньгами.
Это своего рода табло, где Вы видите будущие поступления, расходы денег, вывод дивидендов, остатки денег и образование кассовых разрывов.
Елена Косых
финансовый консультант для бизнеса
Представляю Вам форму платёжного календаря в Excel. В нём помимо ПЛАНА движения денег предусмотрено отражение и ФАКТА, а также автоматически рассчитывается отклонение плана от факта.
С помощью этого платёжного календаря Вы всегда сможете:
проанализировать исполнение плановых платежей
провести анализ по конкретной статье поступлений/расходов денег